Это знаменательный день, который дорог для каждого, кому небезразлична судьба города над Бугом, – день 28 июля 1944 года, когда советские войска после более чем трёх лет его оккупации освободили Брест от немецко-фашистских захватчиков. Потому неслучайно это событие стало символом его возрождения и независимости.
Освобождение пришло не как манна небесная – его метр за метром завоёвывали кровью, буквально выбивая фашистов с занятых позиций.
Гитлеровцы создали в районе Бреста мощный глубоко эшелонированный укреплённый район, насыщенный дотами, дзотами и другими укреплениями долговременной и полевой фортификации, связанными между собой ходами сообщения. Это была хорошо организованная оборона, прикрытая минными полями и проволочными заграждениями. Все дороги, ведущие в город с северо-востока, были заминированы. В систему обороны были включены и форты Брестской крепости. Освобождение города стало частью Люблинско-Брестской операции, которая проходила с 18 июля по 2 августа 1944 года. Её осуществили войска I Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. План операции был утверждён Верховным Главнокомандующим 7 июля 1944 года, а 18 июля 1944 года залпы орудий возвестили об её начале.
Цена освобождения была высока. Свою книгу «Штрафной удар» генерал-майор в отставке Александр Пыльцын, участник боёв за Брест, открывает благодарностью Верховного Главнокомандующего товарища Сталина «За отличные боевые действия». Он тогда в звании старшего лейтенанта командовал взводом в офицерском штрафбате I Белорусского фронта. Автор книги так описывает наступление южнее Бреста и заградительные бои на шоссе Брест – Варшава, единственном коридоре отступающей фашистской группировки: «Нужно сказать, что многие сёла, посёлки были как-то неправдоподобно похожи друг на друга: у всех одна и та же участь – либо разбомблены, либо сожжены фашистскими «факельщиками», сжигающими хаты вместе с людьми. Таким оказался и Хотислав… Команда, поднявшая роты в атаку, и мощный бросок к шоссе фактически не дали убежать большинству обороняющихся, и их добивали в рукопашной… Она была острой, жестокой, фашисты, казалось, были ошеломлены яростью, с какой бросались в неё наши бойцы…
Только к середине дня 25 июля мы выбили немцев с их последнего оборонительного рубежа между железной дорогой и автострадой Брест – Варшава. Здесь нам было приказано закрепиться и стоять насмерть… С утра 26 июля гитлеровские атаки следовали с неослабевающим ожесточением одна за другой. В одну из них немцы бросили 24 танка и до двух батальонов пехоты. Их поддерживала авиация. Вздымалась земля, разрывы бомб и снарядов сливались в сплошной грохот. На этот раз двум или трём танкам удалось прорваться. Вся остальная армада упёрлась в стойкость наших бойцов и гвардейцев дивизии. Сражались они самоотверженно, и моральный дух их оставался высоким».
Город Брест был освобождён 28 июля 1944 года частями 12-й гвардейской стрелковой дивизии, 212-й стрелковой дивизии, 415-й стрелковой дивизии, 9-го гвардейского Брестского стрелкового корпуса 61-й армии, 48-й гвардейской стрелковой дивизии 20-го Брестского стрелкового корпуса 28-й армии, 160-й стрелковой дивизии 114-го Брестского стрелкового корпуса 70-й армии. 47 частям и соединениям I Белорусского фронта было присвоено почётное наименование «Брестских». Более 20 воинам присвоено звание Героя Советского Союза за отличие в ходе Люблинско-Брестской операции. А столица СССР Москва салютовала в честь освобождения Бреста 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий!